Фотаальбом "Іннавацыйная дзейнасць" |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Внедрение методик ранней профориентации учащихся VI-IX классов на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям
Данные о разработчиках инновационного проекта:
Плоская Татьяна Стефановна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Цуденишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа», 231105, д. Цуденишки Ошмянского района Гродненской области, ул. Школьная, 1; тел: 80159332526; e-mail: oshcud@mail.grodno.by
Консультант инновационного проекта:Сагайдак Светлана Станиславовна, заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии Научно-методического учреждения Белорусского государственного университета «Республиканский центр проблем человека», кандидат психологических наук;
Рабочий тел. +375-17-209-54-76;
е-mail: C181264@yandex.ru
Перечень учреждений образования, на базе которых планируетсяосуществление инновационной деятельности:
1) Государственное учреждение образования «Негорельская базовая школа №2» Дзержинского р-на Минской обл.
2) Государственное учреждение образования «Красненская средняя школа Молодечненского района»
3) Государственное учреждение образования «Цуденишский учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа» Ошмянского р-на Гродненской обл.
4) Государственное учреждение образования «Средняя школа №7 г. Мозыря» Мозырского р-на Гомельской обл.
5) Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.п. Корма» Гомельской обл.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2015 – 2018 гг.
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Проблема подготовки подрастающего поколения к труду – извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
Современная экономико-политическая обстановка, возрастающая технологичность труда, развитие информационных технологий предъявляют все более высокие требования к учету индивидуальных психофизиологических особенностей человека, ибо меняются содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Найти себя в мире профессий - непростая задача. Профессиональное самоопределение требует хорошего самопонимания, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в нашем стремительно меняющемся мире. Но это еще не все. Чтобы принимать любые решения - профессиональные, и жизненные, необходимо чувствовать себя ответственным за свои выборы. К сожалению, это удается далеко не всем. Многие молодые люди предпочитают отдаться течению жизни, не задумываясь о последствиях своих действий (или, что хуже, бездействия), поступают "за компанию" или по настоянию родителей в учебное заведение, а затем не могут найти себя в выбранной когда-то области.
Как же быть? Ответ напрашивается сам собой: надо научить подростков понимать себя, свои интересы, пробовать себя в разных видах деятельности, стараться объективно оценивать свои успехи, планировать свой путь развития, изучать профессии. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
В связи с этим возросла и значимость целенаправленной и эффективной профориентационной работы среди школьников, проблемы которой являются в настоящее время чрезвычайно актуальными.
Последние годы учреждения образования ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто высшее образование – это путь только в сферу умственного высокооплачиваемого труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих специальностей, в которых нуждается регион.
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну
Новизна проектасостоит в том, что впервые у учащихся 12-13 лет и старше будут выявляться природные (врожденные) сенсомоторные и перцептивные задатки, которые обеспечивают успешное овладение базовыми действиями и навыками в рабочих профессиях.
На основе корреляции выявленных качеств с психолого-педагогическими данными о профессиональной результативности в рабочих специальностях будут сформированы методические подходы к информационно-воспитательному ознакомлению школьников с их возможностями по успешному овладению высокооплачиваемыми рабочими профессиями.
Участие 12-летних школьников в деятельностных тестах и обоснованное информирование об их перспективных возможностях в сфере рабочих профессий поможет формированию активного профессионального самоопределения в профессиях, обеспечивающих экономическое благосостояние нашей республики.
Начало психофизиологически обоснованного профессионального самоопределения с 12-13-летнего возраста на 3-4 года упредит социально-информационный прессинг родителей, СМИ, ориентирующих учащихся на овладение престижными юридическими и экономическими профессиями.
Организация такой инновационной практики предполагает создание образовательной системы, позволяющей организовать качественную профориентационную работу, отвечающую как стремлениям учащихся, так и запросам региона.
Модель внедрения методик ранней профориентации учащихся VI-IX классов на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям позволит усовершенствовать содержание образовательных программ и форм организации обучения, будет способствовать становлению школы как инициативного центра реализации идей образования в интересах устойчивого развития.
Цель: внедрение аппаратно-программного комплекса ранней убеждающей профориентации в школьной практике для успешной профориентации подростков, быстрой адаптации на рынке труда, формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Задачи:
- Определить управленческие механизмы организации профориентации участников школьного сообщества.
- Предоставить подросткам информацию о мире профессий и ознакомить с актуальностью в потребности профессий на рынке труда.
- Изучить методики и провести измерение сенсомоторных и перцептивных параметров действий учащихся 12-13-летнего возраста с помощью аппаратно-программного комплекса.
- На основе полученных тестовых данных сформулировать учащимся индивидуальные рекомендации по целесообразному выбору актуальных рабочих профессий.
- Оценить эффективность практики создания системы профориентационной деятельности с точки зрения условий внедрения инновационной модели в деятельность учреждения общего среднего образования.
- Обобщить результаты инновационной деятельности и подготовить их к тиражированию в деятельность учреждений общего среднего образования по внедрению методик ранней профориентации учащихся VI-IX классов на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям.
Объектом инновационной деятельности являются обучающиеся в учреждении образования обоих полов в возрасте 12-15 лет.
Предмет инновационной деятельности - перцептивные и сенсомоторные индивидуальные особенности как природные задатки элементарных общих и специальных способностей в рабочих профессиях.
Календарный план инновационной деятельности на 2017-2018 учебный год
Документы по инновационной деятельности
Занятие «Правильный выбор: хочу, могу, надо, есть»
Встреча с интересной профессией. Профессия лесника и лесничего.
Тренинг «Найти свою профессию»
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности
Все работы хороши, выбирай на вкус
Сценарий агитбригады «Ищу себя!»
Урок-беседа на тему «Школьный предмет - основа моей будущей профессии»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАМЕНЩИК
Штукатурно-малярное делоПрофессия – «Парикмахер»
Профессия - швея
«Рабочие профессии в реальном времени»